В этой категории собраны вопросы адресованные священнику.
На вопросы отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.
Уважаемая Валерия! Подготовка ребенка к первой Исповеди — очень ответственное дело. До семилетнего возраста младенец еще не ответственен пред Богом за свои действия, и потому ему не нужна Исповедь. Он может причащаться Святых Христовых Таин, не прибегая перед этим к Таинству Исповеди. В семь лет ситуация меняется. Из младенца ребенок становится отроком и уже должен отвечать перед Богом за свои поступки. Можно приучать ребенка к покаянию и с более раннего возраста. Но практика Церкви требует от ребенка Исповеди с семи лет. Господь нам не будет ставить в вину то, что мы совершали в несознательном, младенческом возрасте.
Важно объяснить отроку, что он исповедуется не батюшке, а Самому Богу, Который видит и знает все, но хочет, чтобы мы сами честно признались и раскаялись в своих плохих поступках. Батюшка лишь помогает нам вспомнить наши грехи и читает над головой кающегося специальную молитву, в которой просит Бога простить нас, и властью, данной ему от Бога, прощает и разрешает грехи. Желательно родителям напомнить ребенку то, что он делал плохого, и записать все на листочке. Желательно также предупредить священника, что ребенок исповедуется первый раз в жизни, чтобы тот хотя бы немного побеседовал с ним. Можно купить книжечку «Детская Исповедь», где перечисляются грехи, свойственные детям. А это — и непослушание родителям, и скверные слова, и жадность, и сластолюбие. Да мало ли грехов у каждого из нас!.. И даже у семилетних чад наших. Важно вовремя эти грехи увидеть и исповедать их, а потом стараться их больше не повторять.
Как правило, мы исповедуемся перед Причастием. Семилетнему ребенку для начала нужно хотя бы один день попоститься, а родителям прочитать ему вслух молитвы к Причастию. И обязательно объяснить ему, что мы причащаемся Божественной пищей — Святыми Тайнами, поэтому с утра ничего не пьем и не кушаем. Про Тело и Кровь Христа ему говорить, конечно, нужно, но постарайтесь найти такие слова, чтобы ребенок смог своим чистым детским сердцем правильно это понять. Но ни в коем случае нельзя говорить ни про какие «компотики», как это часто делают в страшном неведении некоторые родители. Старайтесь в ребенке воспитывать благоговейное отношение к церковным Таинствам.
Да умудрит Вас Господь сказать нужные слова Вашему ребенку.
Отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза журналистов России протоиерей Сергий Гусельников.
Народная мудрость всегда точно отражает суть вещи, предмета, ситуации, так как старается высветить самое главное, важное для нашего понимания. Вот и поговорка «По одежке встречают, по уму провожают» ясно говорит о том, что внешнее (форма) тоже важно, ибо из него рождается первое впечатление о человеке, а затем уже, в процессе общения с ним, раскрывается его внутреннее содержание.
Одежда может многое сказать о том, кто в нее одет, мало того, может стать поводом для целого рассказа о человеке, его профессии, образе жизни, субкультуре. Ведь у военного своя одежда (форма), у пожарного - своя, у врача - своя, у священнослужителя - своя… Список можно продолжать долго. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы сказать, чем занимается каждый из представителей этих профессий и каковы особенности их рода деятельности. И было бы странным, если бы морской офицер, например, ходил по кораблю в форме пожарного или в гражданской одежде.
Своя одежда (форма), разумеется, есть у мужского пола и у женского, которая, в отличие от профессиональной, благословлена Самим Богом в соответствии с мужским и женским естеством.
К сожалению, современные люди все больше стали искажать свой Богом данный облик; особенно в этом деле преуспели представительницы прекрасной половины: начали коротко (иногда чуть ли не под полубокс) стричь волосы, носить брюки, джинсы, бриджи, шорты, открытые и короткие (до пупка, а то и выше) майки, делать татуировки, накалывать на свое лицо и тело железки (так называемый пирсинг). Кроме того, стали материться, курить, выпивать без меры, употреблять наркотики. Впрочем, это особая тема разговора. Мы же сейчас ведем речь только об одежде.
И вот в таком не свойственном для христианки виде наши сестры по вере, нисколько не задумываясь, идут в храм Божий, к Царю Небесному. И отнюдь не для того, чтобы попросить за это прощения (за искажение образа Божия), а о чем-то Его упросить.
То, что брюки - одежда мужская, доказывает любой толковый словарь русского языка: «Брюки - верхняя мужская (выделено мной - о. С.Г.) одежда, покрывающая ноги и нижнюю часть туловища до поясницы» (С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»). Христианки оправдываются: в современных условиях жизни им так удобнее. Хорошо, но при этом не надо забывать о том, куда ведет широкий и удобный путь (см. Мф. 7, 13) и что Царствие Небесное трудом дается (см. Мф. 11, 12), лишениями и скорбями.
Многие сейчас говорят: не важно, в чем человек пришел в храм, а важно, с чем пришел. Звучит красиво. Но позвольте напомнить слова Евангелия: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). «Малая» заповедь об одежде - одна из первых заповедей Божиих, данных Адаму и Еве. Вспомним Священное Писание. После грехопадения первых людей, изгнав их из рая, Творец облекает их в кожаные ризы: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Святые Отцы понимают под кожаными одеждами (кожа) огрубевшую плоть, подверженную внешнему воздействию, болезням и смерти, как завесой отделяющую человека от мира невидимого. Совершив грех, первые люди увидели, что они наги, и почувствовали стыд перед Богом. Поэтому тела - мужское у Адама, женское у Евы - необходимо было закрыть, и Бог благословил им соответствующую естеству одежду. Сейчас, наоборот, укоренившийся в грехе человек старается обнажить свое тело, сделать его предметом соблазна и источником нового греха. То есть он утрачивает даже стыд, утверждая по наущению дьявола безстыдство. А ведь Господь еще в Ветхом Завете дал людям заповеди об одежде: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок (выделено мной - о. С.Г.) пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Не говорит Господь, что нехорошо это или нежелательно, а говорит, что это - мерзость.
В Новом Завете слово «одежда» Христос употребляет в переносном смысле - как образ добрых дел (брачная одежда души). Но в притче о брачном пире (Мф. 22, 2-14) Он говорит об одежде и в прямом смысле тоже: гость пришел не в благословленной одежде, что сразу увидел Царь - «по одежке встречают»: «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22, 11). На прием к царю земному полагалось приходить только в определенной одежде, иначе человека во дворец просто не пускали. Показательна в этом отношении история, происшедшая с купцом-миллионщиком Михаилом Дмитриевичем Челышовым (в старой части нашего города еще стоят некогда принадлежавшие ему «челышовские дома»), депутатом Государственной Думы в предреволюционной России, известным на весь мир борцом за трезвость. «Однажды Михаил Дмитриевич получил письменное приглашение на прием к Императору. В приглашении указывалось, в каком виде надо прибыть во дворец: дамам - в белых вечерних платьях, господам - во фраках. Михаил Дмитриевич решил проигнорировать дворцовый этикет (так как во фраке он, купец из крестьян богатырского телосложения, по его мнению, выглядел смешно - о. С.Г.). И когда он с молодой супругой-красавицей Елизаветой Ивановной появился в царском дворце в привычной своей одежде, охрана остановила его: «Эй, мужик, куда прешься? Написано же: в таком виде нельзя…» (см. Т. Гусельникова «Миллионщик Челышов» - журнал «Люди», 2006, январь). К Царю земному нельзя, а мы приходим в храм к Царю Небесному!
Когда нас приглашают к кому-то в гости, мы же не идем туда в домашней одежде, непричесанные, грязные, без подарка, а начинаем думать, что нам надеть туда получше, поприличнее, покрасивее. Почему же не думаем, когда собираемся в гости к Самому Богу в особое место Его присутствия - храм? Потому что не имеем страха Божия и стыда. Перед гостями мы боимся предстать в неприличном виде (что о нас подумают?!), а перед Богом не боимся. Тем самым несем соблазн другим людям, находящимся в храме, вводим их в грех осуждения и нечистых мыслей. В том числе и священнослужителей.
Неплохо все же задумываться над тем, кто мы и куда пришли. Разумеется, дома, в магазине, на рынке, я, например, не хожу в рясе, но, извините, кто же мне позволит в соборе служить в костюме, что само по себе будет полной нелепостью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита на Украину в интервью телеканалу «Интер» заметил, что каждая социальная группа имеет свою субкультуру, выражающую ее внутреннюю сущность: «Молодежь имеет свою собственную субкультуру, как и другие группы людей. Пенсионеры имеют свою субкультуру, священники - свою. Я ведь не в джинсах перед вами сижу, а вот в этой рясе», - сказал Предстоятель Русской Церкви. И дальше: «Я готов разговаривать с молодежью, но я не сниму для этого рясу и не оденусь так, как вы сейчас одеты. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель». У верующих людей есть своя субкультура, и поэтому так же является нелепостью, когда христианин приходит к Богу в небрачной одежде как в прямом, так и в переносном смысле: без страха Божия и смирения, а именно эти добродетели являются для Бога главным подарком от нас.
Церковь также свидетельствует о важности заповеди об одежде. В 62 правиле V1 Вселенского собора читаем: «Никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергати из священного чина, аще же миряне, отлучати от общения церковного». То есть мирянам в таком неподобающем для христианина виде запрещается участвовать в Таинствах Церкви (исповедь, причастие, соборование, крещение, венчание), в христианском погребении (отпевании). К сожалению, это правило сейчас постоянно нарушается. Слава Богу, мужчины в юбках по улицам не ходят, хотя по телевизору чего только не увидишь, а вот женский пол сейчас стал забывать и заповедь Божию о «брачной одежде», и церковные постановления на этот счет.
Что касается женщин-христианок, то они несут в себе не только образ Божий, но и образ Матери Божией. Ни на одной иконе мы не увидим, чтобы Царица Небесная, Заступница наша Усердная, была изображена в брюках, джинсах, шортах, в шляпке, фуражке, шапке, бейсболке, раскрашенная... Даже предположить такое - уже кощунство! Поэтому, разрушая своим внешним видом в себе образ Пресвятой Богородицы, христианка разрушает и свое духовное устроение, и благодать Божию. В нашем соборе несколько лет назад, после того как там побывала Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна, заблагоухала частица мощей преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, вставленная в ее большую храмовую икону. Это неземное благоухание ощущалось (то сильнее, то слабее) не один месяц. И вот какая-то женщина с накрашенными губами «приложилась» к благоухающему образу - да так, что на нем отпечатались четкие следы ее губ. С тех пор благоухание прекратилось. Как мы ни молились, даже служили перед иконой молебен, - безполезно. Мертвая языческая краска (косметика) оскверняет святыни и самого человека. Как говорил покойный старец-протоиерей Иоанн Букоткин, наше украшение - светлый ум, чистое сердце, добрые дела, золотые руки, а не краска.
Проблема одежды и внешнего вида глубже, чем мы порой представляем. Вот что пишет Татьяна Васильевна Грачева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Военной Академии Генерального Штаба Вооруженных Сил России в журнале «Славянка»: «Сегодня мы наблюдаем смешение полов, смешение ролей, смешение мужского и женского стилей, когда женщина надевает на себя мужскую одежду и через внешность воспринимает мужскую, чуждую ей по природе модель поведения, психологию. Отход от стереотипа женского поведения - вот что такое обтягивающие брюки для девушки. А стереотип женского поведения - это ориентация на семью, материнство, заботу о детях. Надевая брюки, женщина отходит от Православного образа жизни, перестраиваясь на другие модели, определяющие внутреннее через внешнее… На самом деле одежда - это очень важный атрибут образа жизни. Если раньше лишь встречали по одежке, провожая по уму, то сейчас и провожают по одежке. Проблема внешнего вида, одежды очень болезненна, и ее все нарастающая актуальность должна восприниматься нами как проявление духовной агрессии. Мода на обнажение, стремление открыть постороннему взору как можно больше своего тела - это, по сути, провокация на грех, на блудные страсти. В то же время, согласно проводимым среди мужчин опросам, вид чрезмерно оголенного женского тела вызывает негативные чувства, даже шокирует. Идет девальвация женского начала - желая с помощью откровенного наряда поднять себе цену, женщина получает обратный результат. И это выливается в проблемы духовного и демографического характера - это и презрительное отношение к женщине, и неуважение в семье» («Славянка», 2006, январь-февраль).
А известная певица Светлана Копылова (см. снимок), замечательная актриса и просто красивая Православная женщина, в одном из интервью, говоря об этой проблеме, замечает: «…когда стала Православным человеком, то почувствовала стыд. В брюках я себя чувствую как будто голой и сейчас носить их не могу. Неудобно мне стало в этой обтягивающей одежде, которая всю тебя показывает. Я теперь даже гулять в лес хожу в юбке».
Мало того, повсеместное ношение женщинами мужской одежды повлияло на их здоровье. Об этом свидетельствует уже не Церковь, а медицина. Мне приходилось не только читать то, что пишут по этому поводу врачи-гинекологи, но и самому беседовать с таким врачом. Они подтверждают: из-за того, что женщины стали постоянно носить брюки (особенно обтягивающие), у них появились различные гинекологические заболевания, о которых раньше женщина-христианка даже и понятия не имела. Все актуальнее становится проблема безплодия, выкидышей. Женское естество не предназначено для мужской одежды, которая деформирует органы женщины, приводит их к патологии.
Всякий грех, большой или маленький, есть преступление Закона Божия. А за каждое преступление положено наказание, хотим мы того или нет. В 118-м псалме читаем: «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (Пс. 118, 21).
Я ни в коем случае не ставил целью кого-то осудить или напугать, но, движимый чувством пастырского попечения о еще невоцерковленных братьях и сестрах во Христе, хотел напомнить, что мы должны стараться быть верными Богу и в большом, и в малом.
Протоиерей Сергий Гусельников
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Желательно, чтобы будущие супруги за три-четыре дня или в самый день Венчания подготовились и приступили к Таинствам Исповеди и Причастия.
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
Иконы Спасителя и Божией Матери, обручальные кольца, венчальные свечи (можно купить в храме).
Белое полотенце (рушник для подстилания под ноги).
Таинство Венчания
Венчание - это великое Таинство. Это событие, которое соединяет души двух людей и кардинально меняет их жизнь, как духовную, так и мирскую. Настоящий православный брак - Таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию. Церковный брак - это Таинство, в котором подается благодать Божья для духовного единства и благословенного рождения и воспитания детей, для преодоления семейных трудностей и совместного стяжания радости Небесного Царствия.
Ко всякому Таинству человек должен приступать только осознавая его смысл и принимая его как великую благодать Божию, при соблюдении соответствующих условий.
Церковью не допускается четвертый и пятый браки. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой). Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, даже не венчанного, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Венчание же при соблюдении православного отношения дает силы и способность сохранять свой брак в любви и верности, благословляет супругов на совместное служению Богу, рождение и воспитание детей, стяжание радости и спасения в вечности.
О сути Таинства Крещения
РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.
Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.
Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.
ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви, которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.
Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.
Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.
Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн и т.д.
ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.
ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.
Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.
Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей. Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.
Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмешки, оплеухи, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он добровольно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.
Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.
С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.
ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.
ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией. Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.
Крещение не принимают, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей и т.п.. Крещение – это вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д.
Кто может стать крестными родителями (восприемниками) ребенка?
Ими не могут стать муж и жена одновременно. А также: несовершеннолетние, монахи и монахини, отец и мать своего ребенка, преступники, безумные, люди, ведущие греховный образ жизни и занимающиеся недостойными для христианина делами. Необходимо знать, что в будущем браки между крестными и крестниками из-за духовного родства не одобряются.
Крестные родители должны быть верующими и крещеными в православной церкви. Кроме того, они должны быть близкими людьми для семьи ребенка, должны оказывать положительное влияние на своего крестника, участвовать в его духовном воспитании. Церковные каноны разрешают, в случае необходимости, ограничиться крестным отцом для мальчика и крестной матерью для девочки. Восприемники (крестные) не должны находиться в состоянии отлучения от Церкви, то есть пребывать в нераскаянных грехах. Поэтому перед крещением крестные родители должны исповедоваться.
Что происходит во время крещения
СЛОВО «крещение» по-гречески значит «погружение».
Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.
Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.
ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника, помогать родителям его воспитывать, изучать Библию и Православие, учить церковной жизни
РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.
СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».
После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад и трижды отрекается от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни. Затем крещаемый должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом он объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.
Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.
ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести борьбы с диаволом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. После этого в знак своей веры крещаемый (или крестный за младенца) читает молитву «Символ веры», в которой содержаться все основные положения христианской веры.
ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло – символ милости, исцеления и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.
ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение). Это погружение символизирует смерть ветхого человека и воскресение нового, как чада Божия вместе со Христом.
ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.
В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.
Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня. Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:
Печать дара Духа Святаго. Аминь.
Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.
Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, совершается пострижение как благословение на будущую христианскую жизнь, и чин Крещения можно считать завершенным.
Что дальше?
Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался с Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...
КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.
КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.
Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.
ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.
КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.
Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак (грудничков можно покормить), с утра ничего не поев.
ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.
МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.
Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.
Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути. В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.
Современная практика православного благочестия предполагает обязательное ношение на груди нательного креста – символа нашего спасения. Благочестивые люди не снимают крест никогда, стараются носить его достойно – не прячась, но и не выставляя на показ. Также не надо снимать крест с младенцев после Крещения. Для удобства наденьте его на короткую нитку (чтобы ребенок не зацеплял ручками) и пусть крест всегда будет на ребенке. Крест можно приобрести в храмах. Если вы приобрели крест в магазине – обратите внимание на то, чтобы он был каноническим и перед Крещением обязательно попросите священника освятить его.
ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям», заниматься практиками, несовместимыми с Православием (разного рода восточные медитации и моления, псевдохристианские течения типа свидетелей Иеговы, неоязыческие празднества и т.д.). Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.
Ни в коем случае нельзя принимать Крещение повторно. В случае если Вы не знаете, крестили ли Вас в детстве, либо слышали, что крестили верующие, но не священник (так называемым «неполным» чином), то обязательно скажите об этом священнику.
Если у вас остались какие-либо вопросы, касающиеся Крещения, обязательно задайте их священнику перед Таинством.
Дорогие братья и сестры!
Все, приходящие ко Крещению в сознательном возрасте или приносящие крестить детей (и родители, и крестные), должны знать, что Таинство Крещения, как и другие Таинства, совершаются только по осознанной вере приходящих к нему. Если вы хотите, чтобы благодатные дары этого Таинства пребывали с вами и вашими детьми, были спасительны, необходимо:
ЗНАТЬ основы Православной веры,
ВЕРОВАТЬ в Господа так, как на протяжении многих веков верует Церковь Христова и
ИМЕТЬ НАМЕРЕНИЕ жить по заповедям Божиим.
В противном случае происходит поругание Таинства, превращение его в только внешний обряд. Если люди приходят на Крещение формально, без подготовки, то священник по правилам Православной Церкви должен отложить Крещение для того, чтобы приходящие к Таинству подготовились.
О сути Крещения, обязанностях христианина, крестных, родителей можно узнать из литературы (можно купить ее в храме или почитать в церковной библиотеке), посещая занятия в воскресной школе (в нашем храме – в субботу, в библиотеке в 16.00).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Наступил Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.
Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения. Так, на практике стало уже почти традицией вкушение рыбы не только в субботу и воскресенье, а почти во все дни, кроме среды и пятницы, хотя нельзя не учитывать, что во дни Рождественского поста у нас множество праздников, когда по уставу церковному разрешается вкушение рыбы.
Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.
Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.
Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти – раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.
Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.
Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.
И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в душе человека. Точно такого же свойства могут быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.
Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это – теплохладность, это – внешнее, формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, – Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием. Аминь.
О чудесах
Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах, и поистине можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди — все мы — задаем себе вопрос: что такое чудо? Значит ли, что в момент чуда Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет, это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.
Чудо — нечто совершенно иное: чудо это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно бы быть всегда; "чудо" не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но, наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, то Он может действовать в сотворенном Им мире или в каждой отдельной твари свободно, державно.
Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!. Сердца людей все еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал — то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры. Она неограниченно верит в Его мудрость, и в Его любовь, и в Его Божественность. И в это мгновение, поскольку вера одного человека распахнула дверь и для всякого, кто выполнит, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.
И здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. И радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.
Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем Богу пути. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: Когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы отстоять Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: "Я сам — Ты только немножко помоги", — мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.
И следующее — это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: Милосердова Христос... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на людей в нужде, которые ничем не могут облегчить своей нужды, и испытал боль в Своем Божественном сердце: вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью, — а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда это болезнь, иногда — грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью, или распинающей болью.
И вот, когда соприсутствуют все эти элементы, тогда устанавливается таинственная гармония между Божией скорбью и человеческой нуждой, человеческой беспомощностью и Божией силой, любовьюБожией, которая выражается во всяком: и в великом, и в малом.
Поэтому научимся такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица; если же мы недостойны приступить к Нему, то приступим, припадая земно к Его ногам, и скажем: Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою Любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство, и вот я прихожу к Тебе, потому что Ты — любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне — вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас ада, ради того, чтобы я только был спасен...
Станем же учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием — и вручением Богу наших нужд: нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости — нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: Если хоть немножко можешь поверить, то все возможно!. Аминь.
Митрополит Антоний (Сурожский)
Аборт – страшный грех, который разрушает не только физическое, но и душевное, и духовное здоровье совершивших его. Отрадно, что в последнее время все больше людей понимает недопустимость совершения детоубийства, а те, кто ранее по неразумию или духовной слабости совершил его, приходят к покаянию.
Чтобы преодолеть с помощью Божией последствия этого греха, согласно церковной традиции и опыта, необходимо длительное и деятельное покаяние.
Нужно обязательно осознать всю глубину и недопустимость этого греха и принести покаяние в Таинстве Исповеди, никогда не допускать его впредь. После Исповеди священник обычно читает молитву очистительную «О жене, вольно или невольно извергшей младенца» и назначает какую-либо епитимию. Епитимия – это духовное лекарство, что-то, что нужно сделать для «закрепления» результатов покаяния. Это может быть особое молитвенное правило, пост или еще что-то. Кроме того, полезно самим начать рассказывать близким о тяжести греха аборта, но при этом надо делать это кротко, с любовью, не поучая, а предупреждая.
Очень хорошо в память об убиенных детях помогать в воспитании детей родным и друзьям (материально, как няня и т.п.), своих детей (если они еще есть и еще маленькие) стараться воспитывать в православной вере и любви. Все, посылаемые по грехам скорби и болезни, принимать с благодарностью, т.е. без ропота (при этом можно лечиться у врачей, ибо «и их создал Бог»).
Так же в нашем храме (Кирилло-Мефодиевский собор в Самаре) есть особый покаянный молебен ко святым Вифлеемским младенцам – мученикам. Подвиг невинно пострадавших Вифлеемских младенцев напоминает нам о невинно убиваемых в аборте детях. Он напоминает нам, что все убийцы детей, как и убийца Вифлеемских младенцев, Ирод, если не покаются, осуждают себя на вечные муки богооставленности. На этот молебен можно придти в последнюю субботу месяца, после Литургии (приблизительно в 10-30 утра), можно подать записки о себе и своих близких. Записки и пожертвования на этот молебен вы можете подать и в другие дни в церковной лавке, а если вы живете очень далеко и не можете попасть в наш храм, записки и пожертвования вы можете подать по почте.
Храни Вас Бог!
О. Максим Соколов
Братья и сестры!
Продолжается строительство одного из крупнейших в России Духовно-просветительского центра «Кириллица» при Кирилло-Мефодиевском соборе г. Самары, расширяются его возможности, и увеличивается число воспитанников. Но в связи с этим увеличиваются и расходы. Требуются средства на приобретение формы, концертных костюмов, музыкальных инструментов, мебели, оплату транспорта и паломнических поездок, материальную помощь многодетным и неимущим семьям и т.д. Мы находимся на самофинансировании, поэтому не имеем необходимых средств.
Всех, кто не равнодушен к судьбе «Кириллицы» и имеет возможность, просим оказать посильную финансовую помощь.
Пожертвования можно направлять на банковские реквизиты:
ИНН 6319030025 КПП 631901001
Местная религиозная организация
Православный Приход храма в честь святых
Равноапостольных Кирилла и Мефодия
г.о. Самара Самарской и Сызранской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Самарское отделение № 6991 ОАО «Сбербанк России» г.о. Самары.
р/с 40703810654110100156
Банк получателя – Поволжский банк ОАО «Сбербанк России» г.о. Самары
БИК 043601607
Кор. счет 30101810200000000607
С указанием «Для Духовно-просветительского центра «Кириллица».
Или почтовым переводом по адресу: 443031, г.о. Самара, ул. Ново-Садовая, 260, настоятелю Гусельникову Сергею Владимировичу. С указанием «Для Духовно-просветительского центра «Кириллица».
Здравствуйте!
Строго говоря, в современной практике Русской Православной Церкви каждая исповедь носит индивидуальный характер. Да, люди в начале исповеди все стоят и молятся вместе, да, часто индивидуальную исповедь предваряет покаянная проповедь с перечислением основных грехов, которую в народе часто называют "общей исповедью", но после этого все равно каждый исповедующийся подходит к священнику и приносит Богу покаяние индивидуально. Если кающийся при этом просит о каком-то наставлении (или священнику Бог открывает, что такое наставление нужно), то священник такое наставление дает. Поэтому на индивидуальную исповедь и за наставлением Вы можете придти в любой день, когда совершается Литургия (в нашем храме это все дни, кроме понедельника). Если Вы хотите, чтобы священник на исповеди смог уделить Вам побольше времени, то лучше приходить в будние дни, когда исповедающихся меньше. Стоит обратить внимание и на то, что многие опытные духовники советуют не превращать Таинство Исповеди в консультацию, поэтому, если Вы чувствуете, что Ваш вопрос может занять много времени, лучше вначале просто поисповедоваться, а в конце исповеди спросить разрешение обсудить волнующий Вас вопрос. Помощи Божией Вам в разрешении Ваших вопросов!
иерей о. Максим
КРАТКИЕ ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Православный Храм – это подобие неба на земле; в Храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в Храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в Храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.
1. По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.
2. Подходя к Храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в Храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с
молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.
3. Входи в Храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.
4. Женщины не должны входить в святой Храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор.
5. Приходи в Храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.
6. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части Храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
7. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу.
8. Свечи покупай только в том Храме, в который пришел помолиться (благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II). Свеча – это жертва Богу и Его Храму. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча – это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без
покаяния, без исполнения заповедей Господних – не нужны Богу никакие жертвы.
9. В святом Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.
10. Приходя в Храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется уйти из Храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
11. Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из Храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в Храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от этих святынь.
12. Стоя в Храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».
14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием Храме.
15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.
16. По возможности не покидай Храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма. Это грех пред Богом.
17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.
20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из Храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.
ПОМНИ ХРИСТИАНИН! ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ, ТОГДА МЫ САМИ СКОРО ОКОНЧИМ
СВОЕ БЕССЛАВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЦЕРКОВЬ – ЭТО ДУША ЖИЗНИ.
«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего,
начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм
Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).
Господь сказал Своим Апостолам:
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие... Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка 16, 15-16). Но вероватьв Евангелие – благую весть о спасении Богом человека от власти греха и смерти –это больше,чем признавать существование Бога, ибо «и бесы веруют...» (Послание ап.Иакова 2,19).
Поверить в Евангелие означает принять его в свою жизнь: доверять Богу, полюбить Его, стремиться приобщиться к Нему, познавать Его, исполнять Его заповеди, иметь готовность изменить в соответствии с Евангелием свои прежние представления, обычаи и привычки.
Важно твердо встать на спасительный путь веры, храня верность и преданность Богу.
«Правило веры нашей начинается знанием, проходит через чувство и завершается жизнью, овладевая через это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его» (Святитель Феофан Затворник).
Быть христианином - значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, «которая есть тело Его» (послание ап. Павла к Ефесянам 1,23). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью
которого мы становимся, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни.
Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?»
(Евангелие от Луки 6,46).
Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме
для общения с Богом. Здесь мы можем принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от грехов в покаянии, исцелиться от болезней через Таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает нашу жизнь.
В храм можно прийти в любой удобный час, но обычно христиане собираются в храме на богослужениях, которые проходят утром (Божественная Литургия) и вечером. Важнейший день общей
молитвы это Воскресенье – малая Пасха, когда богослужение совершается в память о воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Также мы стараемся молиться и причащаться в храме в великие церковные праздники и в день наших именин.
Кроме посещения храма, вера во Христа проявляется нами также в домашней молитве, в чтении Священного Писания, в участии в Таинствах Исповеди и Причащения. Однако нельзя ограничиться только этим: «Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Таин, но и по новой жизни и богоугодным делам» (святитель Иоанн Златоуст). Норма церковной жизни – служение Богу и ближним. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки 11,27) – главная заповедь Христа.
Молясь, мы вступаем в живое общение с Богом. В молитве осуществляется и раскрывается наша вера, надежда и любовь к Нему. «Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье» (Св.праведный Иоанн Кронштадтский). Важно молиться внимательно, с благоговением. «Выговаривая слова молитвы, не спеши, но дай им время отозваться в сердце, сделаться словами твоего сердца, твоею собственностию» (Св. праведный Иоанн Кронштадтский). Образцом для нас является молитва «Отче наш», данная Господом, которую каждый христианин знает на память:
«Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого » (Евангелие от Матфея 6,9-13).
Основой домашнего молитвенного правила являются утренние и вечерние молитвы, которые есть в Молитвослове. Помимо посильного, но постоянного, чтения молитв, в правило очень полезно включить отрывки из Евангелия.
Заповедь о посте дана Богом. Пост необходим для христианина, так как через него мы учимся послушанию Богу и Церкви, проходим подвиг воздержания и самоограничения. Соблюдение поста закаляет в человеке волю и вырабатывает стойкость в христианских убеждениях и действиях. Подлинный смысл поста заключается в сохранении себя от злых дел, слов и мыслей, а также в творении дел
милосердия и любви к ближнему, телесный же пост напоминает и помогает в этом. В Церкви установлены четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты (среда и пятница каждой недели). В постные дни принято воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц. В нестрогий пост можно есть рыбу. Пост требует меры и рассудительности. Каждый христианин должен выбрать приемлемую для себя меру поста в соответствии со здоровьем и жизненными обстоятельствами, и стараться ее исполнять.
Кающийся человек, желающий избавиться от своих грехов и духовных недугов, не может обойтись без Исповеди, как больной – без лечения. В таинстве Исповеди Господь Иисус Христос Сам подает кающемуся прощение грехов через молитву священника. Батюшка может также поддержать человека и подсказать ему пути и средства исцеления души. «Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).
Причащаясь, мы являем любовь к Господу, исполняя заповедь Его, данную нам на Тайной вечери: «Сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22,19). Причастие Святых Христовых Таин – это
приобщение к Богу всего человеческого существа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна 6, 56). Поэтому Таинство Святого Причащения является основой церковной и всей духовной жизни. Мы фактически принадлежим Церкви именно потому, что причащаемся Тела и Крови Христовых. Приступать к этому Таинству нужно после соответствующей подготовки, которая состоит в посте, молитве, оставлении всякой вражды и злобы через покаяние. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 послание ап. Павла к Коринфянам 11, 28-29).
Сегодня Кирилло-Мефодиевский собор - самый большой и один из самых красивых храмов Самары.
Благочестивые паломники! Дивеево с 27 - 30 августа,праздник Успения Б.М. Осталось ограниченное количество мест. С нами интересно! 89277412164
Виртуальный тур в Иерусалим.
Краткий анонс августовского номера газеты:
На Преображение Господне.
Новости духовно-просветительского центра "Кириллица"
Эти сумасшедшие подростки. Мария Богданова.
Православные мультфильмы Календарь паломника для просмотра наведите курсор на число.
Анимированные открытки и онлайн игры. Православная игра "Паломник". Новая игра-раскраска "Православный храм". Новая игра-пазл Кирилло-Мефодиевский собор.
Хочешь ли ты, наш маленький читатель, научиться молитве к Богу? Желаешь ли узнать самые важные молитвы? Готов ли для того потрудиться? Если да, то внимательно прочитай все написанное.
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи. Книга «День за днем», написанная неизвестным православным священником, составлена в виде календаря, который соответствует старому стилю, и предназначена для ежедневного чтения. Автор на примерах из Священного Писания находит ответ на многие сложные вопросы, возникающие у каждого христианина на трудном и полном скорбей жизненном пути. Подробнее...